Банковское сопровождение (БС) – это инструмент, защищающий заказчика (а иногда и исполнителя) от неправомерной траты средств, полученных в качестве аванса при исполнении контракта. Банк, например, может следить, чтобы исполнитель не тратил эти деньги на оплату собственных кредитов, долгов, не прибегал к различным «серым» способам их обналичивания и вывода и т.д.
Изначально такая система создавалась для работы с государственными контрактами. Но сейчас она широко распространена и в частной среде. В зависимости от того, в какой степени банк контролирует подрядчика, БС может быть простым или расширенным.
Это типовая услуга, в рамках которой банк просто контролирует движение средств по счёту, отклоняя сомнительные операции. Такое сопровождение не требует какой-либо оплаты банковских услуг со стороны исполнителя.
По контрактам с большим бюджетом чаще всего требуется заключать договор на расширенное банковское сопровождение. В рамках него банк может проверять движение средств по счёту на предмет его соответствия условиям контракта. Такая услуга может включать:
Документы, которые проверяет банк при исполнении расширенного банковского сопровождения, определяются заказчиком. Также заказчик должен указать, какую дополнительную информацию должен проверять банк в ходе подтверждения правомерности платежей со счёта, в каких случаях банк должен согласовывать с заказчиком отказ от выполнения платежа и т.д.
За расширенное банковское сопровождение заказчику нужно будет заплатить. Законодательно закреплены потолки банковского вознаграждения за оказание таких услуг, если контракт заключается по 44-ФЗ. Так, например, при стоимости контракта до 1 миллиарда банку придётся заплатить не более 1,15% от суммы сделки. Если контракт заключён на сумму более 15 миллиардов, то вознаграждение сопровождающего банка не может превышать 1% от суммы сделки.
Оформляйте банковские гарантии для вашей компании или для ваших клиентов с нами и получайте 10% от стоимости гарантии деньгами на карту или расчетный счет.
Частный инвестор может включить банковское сопровождение в качестве одного из требований при проведении торгов и заключении контракта в свободном порядке. Но в сфере госзакупок есть ряд случаев, когда этот инструмент применяется в обязательном порядке.
Простое банковское сопровождение госзакупок на федеральном уровне требуется, если:
Расширенное банковское сопровождение требуется, если:
Для контрактов, заключаемых субъектами РФ или муниципалитетами, лимиты НМЦК могут быть меньше. Так, если контракт заключается на муниципальном уровне, то уже при его стоимости от 200 миллионов рублей заказчик будет обязан включать банковское сопровождение в качестве требования к исполнителю. На практике порядок цифр может быть ещё меньше. Муниципалитетам разрешено снижать НМЦК для контрактов с простым банковским сопровождением до 50 миллионов рублей, а региональным органам до 100 миллионов рублей. Для расширенного банковского сопровождения цифры выше – 500 миллионов и 1 миллиард соответственно.
Закупки в рамках Гособоронзаказа регулируются федеральным законом №275. Здесь уже практически все платежи, кроме самых незначительных, должны проводиться через спецсчёт под надзором банка, определённого законодательством в качестве опорного. Сейчас им является «Промсвязьбанк». Не пропускать через такой счёт можно только следующие суммы:
Банковское сопровождение контрактов распространено не только в сфере госзакупок. Удобство этого инструмента оценили частные заказчики. Около восьмидесяти процентов контрактов, заключённых с применением БС, заключаются сейчас в частной сфере, вне государственных закупок. Такая популярность сопровождения связана с тем, что оно удобно как заказчикам, так и исполнителям контракта. Остановимся кратко на преимуществах БС для всех участников сделок.
Самое главное, заказчик, используя БС, значительно упрощает себе весь процесс контроля за исполнением контракта. Он получает доступ к отчётности по финансовым операциям по контракту, благодаря чему:
Важно, что это инструмент контроля будет полезен и для добросовестного исполнителя. Особенно, если он работает с субподрядчиками. Среди таких преимуществ можно отметить:
Наконец, исполнитель может сам предложить заказчику работать через банковское сопровождение. В этом случае БС может стать одним из преимуществ подрядчика или поставщика, демонстрирующее его ответственный подход к работе и готовность предоставлять полную отчётность в работе над контрактом.
Скачайте шаблоны, зафиксированные Приказом Минфина № 210н от 10.12.2021 г.
СкачатьА также разбор распространенных ошибок при формировании отчета по ГОЗ и рекомендации для самопроверки
СкачатьЕсли речь идёт о сопровождении в рамках контракта по 44-ФЗ, то список банков, из которых вы можете выбирать, ограничивается Перечнем Минфина. Найти свежий перечень можно на этой странице ведомства: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/. В нём сейчас более двухсот организаций, список периодически незначительно обновляется.
Если контракт заключается с частной компанией или в рамках ФЗ-223, то заказчик может выбирать любой банк с лицензией, в том числе не входящий в список Минфина.
С какими именно банками может сотрудничать исполнитель указывается в условиях конкретного контракта. Как правило, заказчик старается предложить несколько вариантов.
В обоих случаях для исполнителя суть выбора «сопровождающего» банка сводится к тому, чтобы найти среди предложенных заказчиком вариантов тот, который будет наиболее удобен. Если такой выбор есть, то можно следовать следующим советам:
Адрес: Санкт-Петербург,
8-я Красноармейская, дом 10, оф. 15
Телефон 8 (800) 511-46-39
Пн-Пт с 9:30 до 18:30
mail@fin-direct.ru